На титульную страницу "BMW - что? где? как? и когда?".
1951 - 1959 Восстановление и становление
    Сама головная компания находилась далеко не в лучшем положении, однако в 1951 году на Берлинской выставке появляется первый послевоенный легковой автомобиль - BMW 501, базировавшийся на шасси все той же 326-й. Он отличался большим четырехдверным кузовом седан, барабанными тормозами и 65-сильным 6-цилиндровым двигателем объемом 1971 см3. Новинка была воспринята двояко - с интересом и с удивлением. Денег у BMW катастрофически не хватало, и это во многом объясняло недостаток творческого потенциала, что с головой выдавал 501-й, так же, как и тот факт, что производство кузовов было организовано у субподрядчика, фирмы "Баур" в Штутгарте. В 1952 году собрали всего 49 машин, но к 1954 году производство достигло 3410 экземпляров, покупавшихся только настоящими и обеспеченными приверженцами марки. В итоге с 1952 по 1955 год этих машин было продана почти 5700 штук.
    По мнению критиков двигатель 501-й был слишком маломощным, максимальная скорость автомобиля была всего 135 км/ч. Это постепенно начало сказываться на продажах машин. Поэтому конструкторы разработали долгосрочный проект по выпуску нового восьмицилиндрового силового агрегата. Первые образцы появились в 1954 году и имели мощность 95 л.с. при объеме в 2580см3, но затем его мощность довели до 100 л.с. Блок цилиндров этого двигателя изготавливался из легких сплавов.
    В этом же году появился седан 502 saloon, на который и стали устанавливать новый двигатель. Его появление несколько улучшило продажи автомобилей. Задняя торсионная подвеска имела регулировку жесткости. Знатоки узнавали автомобиль по характерному аэродинамическому свисту. В 1959 году на модель 502 впервые в Германии стали устанавливать дисковые тормоза. BMW 502 получил прозвище "ангел барокко". За 13 лет выпущено было около 23 тыс. штук.
    По некоторым данным существовала также модель 501 coupe. Так называемое "большое" купе появилось в 1952 г. и первоначально оснащалось тем же двигателем, что и седан - 65-сильной "шестеркой". Но затем с появлением седана 502 в 1954 году на автомобиль стали устанавливать 100-сильный V8, который позволял достигать скорости в 160 км/ч. Производство автомобилей продолжалось до 1961 года - с 1952 г. по 1961 г. по заказам сделано было всего 30 машин.
    В 1954 году с моделью RS 54 для BMW началась новая история успеха в мотоспорте. В этом же году BMW становится чемпионом мира в гонках на мотоциклах с коляской. Сразу в послевоенные годы начался мотоциклетный бум: в 1954 году было продано почти 30 тыс. мотоциклов.
    Однако сбыт старомодных роскошных седанов шел из рук вон плохо: общее производство больших 6-цилиндровых 501-х и 502-х с двигателем V8 достигло к 1959 году всего 23 120 машин. Корпорация выжила и сохранила прежний уровень только благодаря стабильному производству мотоциклов: в 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью. В этом же году фирма представила автомобиль малого класса "Isetta" ("Изетта") - странный симбиоз мотоцикла с машиной. Его название произошло от необычайно узкой задней части и решения двери, которая представляла собой переднюю часть автомобиля. Производство мотоциклов и итальянской мотоколяски стало спасательным кругом для BMW.
    Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, выпускалась по лицензии миланского завода "Исо Аутовеиколи СПа". Правда, немецкие инженеры немного переделали машины, в частности заменили двухтактный двигатель на четырехтактный собственной конструкции (причем самым малым) от мотоцикла R25 мощностью, в зависимости от версии, 12 или 13 л. с. объемом 245 и 295 см3 соответственно, которые обеспечивали экономичность в 18 километров на одном литре бензина. Кроме того новые двигатели позволили увеличить максимальную скорость до 85 км/ч. Заодно внесли несколько мелких изменений в кузов. Например, фары были перенесены из крыльев на боковины.
    Автомобиль имел огромный успех в нищей послевоенной Германии, особенно среди автолюбителей среднего достатка, испытывавшими дефицит горючего, и в конце концов до завершения производства в 1963 году было произведено и продано более 161 тыс. этих машин. Кстати, лицензию на производство малолитражки купили еще несколько фирм: французский завод "Велам", авиационный завод "Хейнкель".
    Однако, появившийся в 1955 году ФИАТ-600, а два года спустя и "ФИАТ-Нуова-500" стали довольно быстро отбирать покупателей у карликовых фирм типа "Исо". Так, BMW, пытаясь конкурировать с ФИАТ-600, создала в 1957 году свою альтернативу под таким же индексом. Эта модель, используя схему компоновки "Изетты", максимально приблизилась по потребительским качествам к "чисто автомобильным" одноклассникам. На ней было уже два ряда сидений, причем доступ к задним давала дверь в правом борту. Колея задних колес стала такой же, как и передних. Для максимального использования внутреннего пространства салона короткий двухцилиндровый объемом 585 см3 оппозитный двигатель (типа "боксер") мощностью 19,5 л.с. вынесли за заднюю ось. 600-е были известны своей исключительной задней независимой подвеской, узлом, который в конечном счете стал одной из составляющих глобального подхода компании к проектированию автомобилей. В конце концов покупатель сделал выбор в пользу итальянской машины, а BMW-600 закончили выпускать через два года в 1959, выпустив всего 35 тыс. экземпляров.
    "BMW-Изетта" (1956-1962). Число мест - 2; снаряженная масса - 370 кг; база - 1500 мм; длина - 2355 мм; двигатель - 1 цил„ 245 или 295 см3, 12 или 13 л. с.; скорость - 85 км/ч; средний расход топлива - 5 л/100 км.
    BMW-600 (1957-1959). Число мест - 4; снаряженная масса - 560 кг; база -1700 мм; длина - 2900 мм; двигатель - 2 цил., 585 см3. 19,5 л. с.; скорость - 95 км/ч; средний расход топлива - 5,5 л/100 км.

    Но затем фирма опять увлеклась большими лимузинами. У 502-го появились действительно достойные приемники. Сенсацией Франкфуртского автосалона 1955 года стало купе и кабриолет BMW 503. Стильный кузов хардтоп (без центральной стойки крыши), 3,2-литровый мотор V8 с алюминиевым блоком, "выдававший на гора" 140 л.с. при 5000 об/мин и максимальная скорость 190 км/ч сделали эту машину мечтой тысяч западных немцев. Однако из-за немалой цены в 29500 DМ купе 503 для многих так навсегда и осталось автомобилем-мечтой. Таких красавцев выпустили всего 412 экземпляров. В 1959 г., по соображениям рентабельности, их производство прекратили.
    А самым изысканным стал двухместный родстер 507. Создателем автомобиля считается дизайнер Граф Альбрехт Гертц, живущий в Нью-Йорке. Он создал поистине сенсационный автомобиль - спортивный красавец. "BMW побила даже итальянцев", - так писали газеты в 1956 году, когда был представлен этот автомобиль. BMW 507 предлагался и как родстер, и с жесткой крышей. 8-цилиндровый алюминиевый двигатель объемом 3,2 литра со степенью сжатия 7,8:1, мощностью 150 л.с. при 5000 об/мин и крутящим моментом в 237 Нм при 4000 об/мин разгонял автомобиль до 220 км в час (в некоторых источниках до 190-210 км/ч). На всех колесах стояли барабанные тормоза с сервоприводом, а средний расход топлива на 100 км составлял 17 л. Всего таких автомобилей с 1956 до 1959 года было продано 253 (в некоторых источниках 252) штуки. Сегодня это один из самых редких и дорогих коллекционных автомобилей, т.к. изготавливался только по заказу.
    Одним из специальных проектов был государственный лимузин, сделанный для западногерманского канцлера Конрада Аденауэра. Увидели свет всего два экземпляра 505-го.
    Однако финансового успеха автомобили не принесли. Оригинальные по форме и совершенные по конструкции они были слишком дорогими, плохо продавались и чуть было не привели фирму к банкротству - из-за убытков фирма оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю BMW, когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и выброшенные на рынок машины не имели спроса. На собрании акционеров 9 декабря 1959 года стоял вопрос о продаже BMW концерну Daimler-Benz, и только аргументы мелких акционеров и заводчан убедили Герберта Кванта, самого крупного держателя акций BMW, принять решение о самостоятельном развитии марки. "Мерседес-Бенц" даже поспешил объявить о покупке компании, но в итоге остался "с носом".
    Фото: 501 coupe 502 [1] 502 [2] 502 [3] 502 [4] Isetta [1] Isetta [2] 503 [1] 503 [2] 507 [1] 507 [2] 507 [3] 507 [4]
    Рисунок: Isetta 600

< < < Назад (1941 - 1951)         Вперед (1959 - 1966) > > >

На титульную страницу "BMW - что? где? как? и когда?".

Все материалы являются исключительной собственностью Мордашова Алексей (с) 2001. Все права защищены.
Хостинг от uCoz