На титульную страницу "BMW - что? где? как? и когда?".
|
||
В начале 80-х годов BMW принимает решение доказать свою компетентность в высшем классе автоспорта. Так был открыт путь к созданию двигателя BMW для Формулы-1. Спустя лишь 630 дней после премьеры бразилец Нельсон Пике на Brabham BMW стал чемпионом мира. До 1987 года этот двигатель позволил BMW выиграть девять Гран-при. После того, как концерн BMW ушел из гонок Формулы-1, главное внимание было отдано шоссейно-кольцевым гонкам.
В 1987 году концерн BMW одним из первых в мире применяет электронную систему регулировки мощности двигателя, в 1990 и 1992 годах появляются задние мосты с эффектом самоподруливания ведущих колес. Эти технические изыски, предназначеные правда только для 12-цилиндровых моделей BMW 8-й серии, подчеркнули тенденцию к повышению уровня активной безопасности всех моделей BMW путем совершенствования ходовой части. В 1990 г., в год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, после 25-летнего перерыва BMW возвращается к своим корням - обращается к авиационному моторостроению. Совместное предприятие BMW Rolls-Royce GmbH разрабатывает и в 1991-м начинает производить семейство двигателей BR 700 для нового поколения коммерческих и рeгиональных самолетов. BMW и Rolls-Royce - давние партнеры в авиационном моторостроении. Еще в 1920 году они сотрудничали в сфере производства двигателей для самолетов. В 1996 году двигатель BMW Rolls-Royce BR 710 получает международный сертификат. Кроме того, удается получить новые заказы на авиадвигатели BR 715. В 1993 году пост Председателя Правления BMW AG занял Бернд Пишетсридер. Он сменил Эберхарда фон Кюпхайма, который руководил концерном почти четверть века и теперь занял пост Председателя Наблюдательного совета. Под его руководством BMW превратилось из богатого традициями, но небольшого предприятия по выпуску автомобилей и мотоциклов в концерн мирового значения, который каждый год заканчивал с прибылью. Уже в 80-е годы в автомобильной промышленности всего мира наметились тенденции к концентрации сил. В начале 90-х годов перед BMW также встал вопрос, каким образом можно обеспечить свой успех в будущем. Следует ли самим расширять программу выпуска или же лучше объединиться с надежным партнером? Как часто бывает, был избран более быстрый путь. И с марта 1994 года промышленная группа Rover Group стала принадлежать BMW - эта покупка обошлась BMW в 2,3 млрд. немецких марок. А вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок Mini, Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками. На самом деле баварцы не хотели брать Rover Group полностью, заманчивым представлялся лишь популярнейший джип Land Rover. Но в 1994 году "Бритиш Эйрспейс", фирма, перекупившая в 1988-м Rover вместе с "полноприводной" компанией у "Бритиш Лейланд", поставила условие: или все, или ничего! И BMW решил рискнуть. Rover предполагали "тянуть" со всеми его минусами до 2000 г. в полной уверенности, что позже они перекроются жирными плюсами. С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной блокировки двигателя. В 1998 приобретена британская компания "Роллс-Ройс". Правда в связи возникшими препятствиями в лице Volkswagen, полноправным владельцем марки "Роллс-Ройс" BMW станет только с 2003 года. На автосалоне в Женеве 1998 года баварцы публично объявили о намерении организовать совместное производство в России. И не смотря на временное ухудшение ситуации в стране, торжественная церемония подписания соглашений о сотрудничестве концерна с двумя российскими предприятиями ("Автотор" и "Витал"), состоялась 8 апреля 1999 года в гостинице "Балчуг-Кемпински" в Москве. Подписанные договоры охватывают две обширные сферы: сборку автомобилей и организацию общенациональной диллерской сети с развитой сбытовой программой. Производственный цикл налажен на базе Калининградского автомобильного завода "Автотор", где на первом этапе выпускали седаны BMW 5-й серии и внедорожники Land Rover Defender. Для реализации второй части пакета соглашений в России созданы две дочернии компании - "BMW Russland" (доля холдинга "Витал" - 25%), выполняющая управленческие функции, и "BMW Russland Trading" (уставной капитал - 10 млн DM - полностью оплачен BMW), ответственная за всю оперативную деятельность концерна на территории нашей страны. Таким образом BMW первым из западных автомобилестроительных предприятий, обеспечивающих высочайшее качество мирового уровня, приходит в Россию. Тем временем к началу 1999 г. убытки по Rover составили миллиард марок. И в решающей степени ответственность за это несет Пишетсридер, настоявший на том, чтобы сохранить все марки и модели Rover, а не сосредоточится на выпуске 2-3 наиболее перспективных моделей, как советовали другие менеджеры. В итоге эти самые убытки стоили Пишетсридеру своего места, как и некоторым другим менеджерам. Правда на прощание он получил весьма солидные откупные в 15 млн. марок. Его место занял Иоахим Милберг (до этого он руководил всей инжинерно-технической службой концерна), но эти кадровые перемены в общем-то ничего не принесли. В целом за 6 лет покупка обернулась BMW убытком в 6 млрд. марок, съевшим рекордные прибыли других отделений концерна почти полностью. В кулуарах немцы называли своих коллег из Англии... гэдээровцами, ведь они, как и ГДР перед ее крахом, существуют только благодаря бесконечным финансовым вливаниям. Сам BMW оказался под угрозой поглащения другим автопроизводителем. Эксперты даже утверждали, что это в любом случае произойдет. Желание купить концерн выражали Ford, Volkswagen и General Motors. Больше других старались менеджеры Volkswagen: предлагалось даже техническое сотрудничество в производстве моделей малого класса. И потому решение по Rover принимал не Милберг, а главный акционер BMW семья Квандт - брат и сестра Штефан и Сюзанна (46,5% акций концерна). Они пристально изучили положение дел, даже съездили ненадолго в Оксфорд. В итоге в апреле 2000 г. наблюдательный совет BMW принял кардинальное решение: убыточный "Ровер" будет продан. Уже за несколько дней до судьбоносного заседания резко возросла политическая активность англичан. Министр отменил запланированную командировку, премьер срочно провел телефонные переговоры с канцлером ФРГ Шрёдером, профсоюзы зафрахтовали самолет в Мюнхен для своей делегации. Упрекая немцев в намерении самостоятельно решить судьбу десятков тысяч англичан, работающих на заводе в Лонгбридже, в "целенаправленной дезинтеграции Rover, они, тем не менее, хотели... остаться в составе BMW! Ничего не помогло. Rover в одиночку смог заинтересовать лишь группу инвесторов "Алхеми Партнерс" (Каймановы острова). Land-Rover баварцам также пришлось продать... Ford'у. BMW оставил себе только Mini. Английские профсоюзы тем временем настолько возмутились этой сделкой, что призвали сограждан к бойкоту автомобилей из Баварии, а знаменитому "агенту 007" теперь придется подыскать себе другую "тачку". И действительно, теперь Бонд будет опять ездить на Aston Martin. Произведя ампутацию больного органа и сбросив с себя тяжкий камень, менеджеры BMW заявили, что к 2002-2003 году, на "вырученные" от продажи деньги они планируют пополнить модельный ряд BMW абсолютно новыми моделями. Новые модели должны органично дополнить гамму баварских автомобилей и даже, по словам Иоахима Милберга, занять в своих сегментах высшую ступень. Так уже летом 2001 года выйдет новое поколение 7-й серии, примерно в это же время представят 2-ю серию, а осенью появится "шестерка". И не смотря на мнение экспертов, считавших что BMW не сможет выдержать тяжесть полученных убытков и потеряет независимость, все происходит совсем наоборот. На радость всем поклонникам BMW, в 2000 г. товарооборот фирмы вырос на 2,8% по сравнению с 1999 г. и составил 35,36 млрд. евро. Производство автомобилей возросло за год на 10,5%, до 834519 единиц, реализация - на 9,4%, до 822181 единицы. Еще никогда за три квартала одного года сбыт автомобилей BMW не был так велик, как за последние девять месяцев 2000 года. Количество продаж возросло на 8,6 процента и достигло 616000 автомобилей. На многих предприятиях производственные мощности, учитывая исключительную популярность BMW, уже полностью исчерпаны. Поэтому в Спартанбурге BMW принимает на работу 500 новых сотрудников и инвестирует 300 миллионов долларов в расширение предприятия. В Таиланде было открыто новое сборочное предприятие, позволяющее собирать в год до 10000 автомобилей. Весной 2001 года моторостроительный завод в Хамсхолле (Англия) начнет производство нового поколения четырехцилиндровых двигателей. Завод в Оксфорде готовится к производству нового Mini, на что выделено почти 800 миллионов марок. В Германии начались поиски места для нового большого завода, так как до 2004 года на рынок должен выйти маленький BMW среднего класса. Дочерняя компания BMW Group в России, BMW Russland Trading, закончила 2000 г. с рекордными показателями продаж, реализовав 1301 автомобиль, на 509 машин больше, чем в 1999 г. Таким образом, прирост объема прдаж составил 83%. Этот показатель в процентном выражении является одним из лучших среди других рынков мира. Наибольшим спросом в России пользовались BMW 5-й серии - было продано 895 экземпляров. В марте на сборочном заводе Автотор выпущена первая партия седанов BMW 3-й серии. В Калининграде собирают "трешки" только двух модификаций - 318i (1,9 л - 118 л.с., механическая коробка передач или "автомат") и 320i (2,2 л - 170 л. с., только автоматическая трансмиссия). Универсалы, купе и полноприводные версии будут поставляться из Германии. Хотя по мере поступления заказов, возможно, начнется сборка и других модификаций. В продажу Калининградские "трешки" поступят в апреле. Ожидается, что они будут на 20% дешевле немецких машин: BMW 318i базовой комплектации с механической коробкой передач будет стоить $24000, с "автоматом" Steptronic - $25400, а BMW 320i - $30500. | ||
На титульную страницу "BMW - что? где? как? и когда?". Все материалы являются исключительной собственностью Мордашова Алексей (с) 2001. Все права защищены. |