На титульную страницу "BMW - что? где? как? и когда?".
1933 - 1941 Довоенная классика
    Репутация BMW как производителя спортивных седанов возросла, когда в 1933 году на Берлинской автомобильной выставке был представлен 6-цилиндровый 303-й. Это была сенсация - рядная "шестерка" с рабочим объемом 1,2 л и мощностью 30 л.с. позволяла машине передвигаться со скоростью 90 км/ч и положила начало следующим поколениям двигателей BMW. А передняя решетка радиатора этого автомобиля приобрела отличительную форму, которая будет всегда, с некоторыми косметическими изменениями, присутствовать на всех последующих моделях BMW. 303-я была спроектирована на заводе в Айзенахе и отличалась прежде всего трубчатой рамой, независимой передней подвеской и хорошими характеристиками управляемости, напоминавшими спортивные.
    BMW-303 отлично подходил для активно строившихся тогда в Германии "автобанов". Сразу после представления на ней был совершен пробег по территории всей страны, и в данной акции машина зарекомендовала себя только с хорошей стороны. Люди были готовы платить за этот автомобиль установленную производителем цену. Причем обеспеченные поклонники BMW выбирали 303-ю модель со спортивным двухместным кузовом родстер.
    С 1933 по 1939 год BMW выпустила серию 4- и 6-цилиндровых автомобилей, которые были признаны многими ничем иным, как классикой. С первого из них, 309-го, BMW начала систему цифровых обозначений, которая более или менее продолжает существовать по сей день. "09" означало, что автомобиль имел 4-цилиндровый двигатель объемом 0,9 литра, а цифра "3" обозначала серию.
    315-й, датированный 1934 годом, был спортивным 6-цилиндровым автомобилем, который появился, когда двигатель от 303-го был увеличен до объема 1,5 литра. Этот двигатель, оснащенный сдвоенным карбюратором "Солекс", имел степень сжатия 5,6:1 и был весьма хорош для своих 34 "лошадок". Этот весьма удачный спортивный автомобиль был оборудован откидным ветровым стеклом. До прекращения производства модели в 1936 году было изготовлено 242 автомобиля.
    Но еще в 1935 г. появился его меньший двухместный "брат", спортивный вариант - 315/1. Его двигатель был оснащен тройным карбюратором и головками большей высоты, что обеспечивало степень сжатия 8:1. Его мощность, возросшая уже до 40 л.с., позволяла разогнать 315/1 до 113 км/ч (в некоторых источниках до 120 км/ч). BMW впервые ощутила вкус успеха на гонках именно с этой моделью. Вскоре последовали улучшенные версии этих машин - 319 и 319/1 (по некоторым источникам существовала и входила в эту же "серию" модель 329). Причем максимальная скорость BMW 319 доходила до 130 км/ч.
    Несмотря на экономический упадок и политическую неразбериху 1930-х, этот период отмечен доминирующей позицией BMW как общепризнанного производителя высококачественных спортивных автомобилей. Таких машин, как компактный седан 326, утонченные купе и кабриолет 327 и захватывающий дух родстер 328, больше всего ждали автомобильные знатоки. Протокольная нумерация моделей была в этот период временно приостановлена, поскольку все три линии были оснащены 6-цилиндровыми двигателями объемом 1971 см3.
    Модель 326 впервые появилась на Берлинской автомобильной выставке в 1936 году. Эта четырехдверная машина была далека от мира спорта: открытый верх, хорошее качество, шикарный салон и большое количество новых изменений и дополнений поставили 326-ю в один ряд с автомобилями "Мерседес-Бенц", покупатели которых были весьма обеспеченными людьми. При массе 1125 кг 326-я максимально разгонялась до 115 км/ч и при этом потребляла 12,5 л бензина на 100 км. С подобными характеристиками и со своим внешним видом машина попала в список лучших моделей компании и выпускалась до 1941 года, когда объем производства BMW составил почти 16 тыс. штук.
    Модель BMW 327 coupe, появившаяся в 1937 году, стала первым серийным купе в Европе. Кузов этого автомобиля в полной мере соответствовал возложенной на него миссии - за рулем должен был ездить сам владелец, а не наемный водитель. Машина длиной 4,5 метра оснащалась 2-литровым 55-сильным двигателем, который позволял разогнаться до 125 км/ч. Годом позже появился 80-сильный агрегат, который повысил скорость до 145 км/ч. Стоил автомобиль по тем временам недешево - за версию со слабым мотором нужно было заплатить 7450 DM, а за более мощную - 8100 DM (для сравнения: проектируемый в ту пору народный Volkswagen должен был стоить не дороже 1000 марок). С 1937 по 1941 год выпустили всего 265 таких машин.
    Однако, из всей троицы 326, 327 и 328 больше всего известен все таки 328-й, даже несмотря на то, что их было выпущено всего 462 экземпляра. Спросите любого достаточно хорошо знакомого с автомобильной историей человека, какая, по его мнению, из довоенных машин оказала наибольшее влияние на всю последующую эволюцию спортивных автомобилей? Почти наверняка ответом будет - BMW 328. С ее появлением окончательно сформировалась идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей: "Автомобиль - для водителя". Основной же конкурент, "Мерседес-Бенц" следует принципу: "Автомобиль - для пассажиров". С тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
    В те годы, когда большинство немецких спортивных машин имело скромную динамику и отнюдь не вызывающий восторга дизайн, дебют модели 328 на гонках в Нюрбургринге в 1936 году, завершившийся убедительной победой в своем классе, вызвал настоящую сенсацию. Прежде чем закончился первый для нового автомобиля спортивный сезон, стало ясно: машина стоит на две головы выше всего остального. 328-я отличалась небольшими размерами (база - 2400 мм, длина - 3900 мм) и алюминиевым кузовом небольшой массой - всего 829 кг. Форма кузова настолько опередила свое время, что автомобиль выглядел вполне современным и многие годы спустя: дизайн автомобиля повлиял на проекты BMW середины 1950-х, а технические характеристики машины были просто невероятными для того времени. позволили удержать вес 328-й на отметке- 830 кг.
    Его жесткая, но прочная и легковесная трубчатая рама и независимая передняя подвеска (на пружинных рессорах!), дополненные реечным рулевым механизмом, обеспечили революционные для середины 30-х характеристики управляемости. А двухлитровый шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель с полусферической головкой и тройным карбюратором "Солекс", развивавший добрых 80 л.с., разгонял машину до 160 км/ч. Как отмечали испытатели журнала "Autocar" в 1937 году, "он создавал такое впечатление, будто имел компрессор, так легко увеличивались обороты".
    В то время, когда спортивные машины все еще имели отдельно смонтированные крылья и фары, дизайн BMW 328 наметил путь к полностью обтекаемому кузову со своими "сросшимися" с капотом крыльями, вписанными в них фарами и весьма символическими подножками. Складной тент, съемные боковые окна и багаж размещались в задней части кузова. Крышка багажника отсутствовала, и доступ туда открывали откинутые вперед спинки сидений. Даже теперь, спустя столько лет, модель 328 так близка к современным идеям автомобильного дизайна, что трудно даже представить себе шок, вызванный ее первым появлением. Среди прочих машин она выглядела пришельцем из будущего. Не случайно нашлось немало подражателей, чуть ли не в открытую копировавших изящные линии баварского чуда. И не его ли мотивы проступают, например, в появившемся тринадцатью годами позже Jaguar ХК120?
    Всего два экземпляра были построены в 1936 году. Будучи предназначенными для представления новой машины на соревнованиях, они имели еще более облегченный, лишенный дверных проемов кузов и сплошное ветровое стекло. Полностью оборудованные для повседневной эксплуатации автомобили стали доступны только с началом серийного производства в феврале 1937 года.
    Машина широко использовалась заводскими гонщиками и спортсменами-любителями для участия во всевозможных соревнованиях - от коротких кольцевых гонок до 24-часового марафона "Ле-Ман" и многодневных ралли. Список завоеванных на ней побед (прежде всего в двухлитровом классе) занял бы большую часть этой страницы.
    За пять лет "BMW" выпустила 462 экземпляра модели 328, включая шасси, переданные различным кузовостроительным фирмам. Небольшое число машин было собрано из сохранившихся деталей уже в послевоенные годы. Классический шестицилиндровый двигатель под маркой Bristol выпускался в Англии, начиная с 1947 года. Им комплектовались автомобили Veritas, Monopol, Cooper, Frazer Nash, AC Асе и множество других спортивных машин, строившихся во всех частях света.
    В 1938 году создается самая быстрая довоенная модель мотоцикла, мощностью 60 л.с. и максимальной скоростью 210 км/ч. В 1939 году немецкий гонщик Георг Майер становится чемпионом Европы на этом мотоцикле. И впервые иностранец на иностранном мотоцикле выигрывает британские гонки "Senior Tourist Trophy".
    В этом же 1938 году, с освоением модели BMW 321, которая была дальнейшим развитием 320-й модели (к сожалению, об истории и характеристиках BMW 320 мне абсолютно ничего не известно), BMW выпустил в Айзенахе 8465 машин семи разных моделей.
    Идея выпустить солидный автомобиль витала в BMW с середины 30-х годов. После представления в 1936 г. седана 326 среднего класса, построили несколько прототипов машин рангом повыше. Испытания привели к компромиссному решению: большой BMW создается на удлиненном на 114 мм шасси 326. Премьера "type 335" совпала с началом Второй мировой войны. Несмотря на прогрессивную конструкцию машина не могла добиться успеха. Проблем добавило отсутствие шин на заводе - владельцы новых "с иголочки" авто доставали их кто как мог. Поэтому "тип 335" стал раритетом еще при жизни: с 1939 по 1941 годы выпущено всего 415 экземпляров. Именно его принято считать основателем династии солидных автомобилей BMW, которую сейчас возглавляют автомобили 7-й серии.
    Фото: 303 [1] 303 [2] 315 [1] 315 [2] 315 [3] 327 кабриолет 327 купе 328 [1] 328 [2] 328 спортивная версия type 335

< < < Назад (1929 - 1933)         Вперед (1941 - 1951) > > >

На титульную страницу "BMW - что? где? как? и когда?".

Все материалы являются исключительной собственностью Мордашова Алексей (с) 2001. Все права защищены.
Хостинг от uCoz